Термины
На этой странице собраны ключевые термины, которые помогут вам лучше ориентироваться в мире самообразования и осознанного обучения. Четкие определения упростят понимание методик и принципов, о которых мы говорим в статьях.
Интерливинг
Методика изучения материала, при котором разные темы или типы задач чередуются в рамках одной учебной сессии, вместо длительной концентрации на одном виде задач (блокирования).
Активное вспоминание
Техника обучения, основанная на извлечении информации из памяти без подглядывания в источник. Укрепляет нейронные связи и улучшает долговременное запоминание.
Пространственное повторение
Метод планирования повторения изученного материала по возрастающим интервалам времени, который использует эффект интервала для переноса информации в долговременную память.
Прокрастинация
Склонность к постоянному откладыванию важных дел на потом, несмотря на негативные последствия.
Ментальные модели
Интеллектуальные модели, которые помогают упрощать сложные явления, понимать причинно-следственные связи и принимать более эффективные решения.
Глубокая работа
Состояние максимальной концентрации на cognitively demanding задаче, свободное от отвлекающих факторов, что позволяет быстро осваивать сложные темы и создавать качественные результаты.
Когнитивное искажение
Систематическая ошибка в мышлении и восприятии, которая возникает из-за упрощения информации, поступающей извне.
Метапознание
Способность осознавать и анализировать собственные мыслительные процессы, знания и стратегии обучения («thinking about thinking»).
Цифровой минимализм
Философия использования технологий, в которой фокус делается на осознанном применении цифровых инструментов, приносящих реальную пользу, при отказе от всего остального.
Предел текучести
В контексте обучения — точка, после которой дальнейшее изучение материала без отдыха становится неэффективным из-за усталости и снижения концентрации.